Для воссоздания тонких цветовых переходов на вышитой картине требуется подбирать десятки сочетаний нитей. Технике «рисовальный шов» Татьяна Машкова училась самостоятельно. Окончив орловский художественный колледж, она предпочла взять в руки не кисти, а иглу и нити.
Рассматривать изнанку вышитых полотен не принято. Однако эта сторона порой хранит важные детали. Татьяна Машкова со смущением признаётся, что среди разноцветных швов на обратной стороне можно разглядеть капельки крови.
«Иногда пришиваешь палец – когда нитку затягиваешь, а затем отрываешь палец от работы, понимаешь, что рвётся кожа. И каждый раз получается, что бьёшь в одно и то же место. Приходится использовать пластырь. А с напёрстком работать неудобно – не чувствуешь материал. Кровь остаётся на работах. Особенно на иконах», – рассказывает мастерица.
Инструмент в её руках буквально горит, поэтому иглы приходится менять очень часто.
«В работе руки горячие – иголка принимает форму полумесяца, изгибается и потом ломается. Иголок нужно много», – добавляет Татьяна.
Техника «рисовальный шов» позволяет создавать объём, пространство и полутона. Чтобы достичь нужного эффекта, приходится сочетать до десяти разных нитей в одной работе.
«Если на палитре можно изменить оттенок, добавив другой цвет, то здесь мне нужно многообразие этих оттенков. Когда их собираешь и смешиваешь, получается иллюзия новых цветов», – объясняет она.
Свою палитру Татьяна подбирала все пятнадцать лет, что занимается вышивкой. Она обошла, пожалуй, все магазины Орла. Гулять она любит за городом, в поисках пейзажей для своих работ. На её полотнах – виды родного края, лишь слегка дополненные художественным воображением.
«Фотографически я пейзаж не передаю, добавляется что-то своё. Допустим, небо было пасмурным, а по композиции захотелось синего. Летний пейзаж могу переделать в зимний или осенний. Один сюжет можно сделать совершенно по-разному», – говорит вышивальщица.
Второй важной темой для Татьяны стала православная. Прежде чем взяться за первую икону, она долго размышляла. И тогда в её дверь постучался незнакомец.
«Может быть, Бог послал ко мне этого человека. Его зовут Владимир, он иконописец, и он предложил мне пойти в подмастерья. Увидел мои работы и предложил вышить иконы», – вспоминает Машкова.
Она отправилась в храм, отстояла службу и попросила благословения на работу. Батюшка благословил её с одним условием – строго соблюдать канон.
Не один месяц ушёл у Татьяны на создание хоругвей для храма Покрова Богородицы в Салтыках. Там же хранится вышитая плащаница – полотно в человеческий рост.
«Когда отрисовывала Христа, он получался у меня телесный. Мне внутренне не хотелось этого, нужен был образ или даже символ. Я обратилась за помощью к художнику Александру Ивановичу Олейникову», – делится она.
Сейчас Татьяна работает одновременно над несколькими полотнами. Её работы можно увидеть в храме Покрова Богородицы в Салтыках, а иногда – на выставках в Орле. Их отличительная черта – чистота и простота изображения. О том, сколько труда в них вложено, знает только сама мастерица.

