Автомобиль, телевизор или шубу часто хочется получить сразу, а копить на них приходится долго. Поэтому граждане всё чаще обращаются за деньгами в банки. Однако мало кто знает, что при возврате кредита, помимо обещанных процентов, кредитор может взимать целый набор различных комиссий и страховок. И не всегда это делается законно.
Только один человек из десяти, опрошенных корреспондентом ГТРК «Орёл», знал о постановлении Высшего арбитражного суда и отказался от навязываемых банком услуг. Остальные же, взяв кредиты, не знали о дополнительных тратах, полагаясь на честность кредитных организаций.
Несмотря на это постановление, многие банки продолжают практиковать добавление скрытых услуг, включая их в договор с клиентом. Согласно плановым проверкам и жалобам граждан, Роспотребнадзор выявляет подобные нарушения с завидной регулярностью.
«Основными нарушениями, выявленными в ходе проверок, стали взимание комиссий за рассмотрение кредитной заявки потребителя, комиссия за резервирование средств на случай его отказа от кредита, а также комиссии за формирование выписок по счетам», — сообщила Елена Берегорулько, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Орловской области.
Если права уже нарушены и кредит оформлен, оспорить его условия можно только в судебном порядке. И зачастую такие дела являются выигрышными. Значительную часть своей деятельности одно из юридических объединений строит именно на вопросах возврата незаконных комиссий.
«Люди к нам обращаются, мы взыскиваем комиссии, неустойку, штраф с банка, проценты за пользование чужими денежными средствами», — отметила юрист Ольга Белякова.
При этом юристы, как правило, не берут денег за свои услуги, а взыскивают дополнительную сумму с кредитной организации. Сами банки, зная о такой практике, от комментариев отказываются, стараясь не афишировать проигранные судебные процессы.
Но самой сложной задачей, по мнению и юристов, и Роспотребнадзора, является доказательство факта навязывания услуги, например, страхования жизни.
«Обязать потребителя застраховать свою жизнь невозможно, потому что это его право. И если при заключении договора такое согласие достигнуто, то доказать, что услуга была навязана, будет стоить значительных усилий со стороны потребителя», — добавила Елена Берегорулько.
Вернуть свои деньги и не платить лишнее не только можно, но и нужно. Это право каждого заёмщика. Такие действия не должны повредить кредитной истории. Напротив, в следующий раз банк может стать более сдержанным в навязывании дополнительных платежей.

